Рулевое управление предназначено для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению.
Изменение направления движения автомобиля осуществляется поворотом передних колес при помощи рулевого управления. К рулевому управлению относят рулевой механизм и рулевой привод {рис. 148). Вращение рулевого колеса через рулевой механизм передается на рычаги и тяги рулевого привода, при помощи которых поворачиваются управляемые колеса.
В кабине автомобиля установлена рулевая колонка с рулевым колесом. Рулевая колонка в верхней части закреплена к панели приборов автомобиля хомутом, а в нижней части —к картеру рулевого механизма при помощи втулки.
Рулевой механизм осуществляет передачу усилия от водителя рулевому приводу, увеличивает его, облегчая этим поворот управляемых колес.
У автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-24 «Волга» основными деталями рулевого механизма являются червяк и ролик. Передаточное число рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 — 20, ГАЗ-53А — 20,5 и ГАЗ-24 «Волга» — 19,1.
На автомобиле ЗИЛ-130 рулевое управление имеет гидроусилитель, предназначенный для уменьшения усилия, затрачиваемого для поворота колеса и смягчения толчков от неровностей дороги, передаваемых на рулевое колесо. Гидроусилитель объединен в один агрегат с рулевым механизмом. К рулевому управлению с гидроусилителем (рис. 149) относятся рулевая колонка, карданный вал с двумя сочленениями и рулевой механизм.
Рис. 148. Схема рулевого управления
Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 150) состоит из картера, винта с гайкой на циркулирующих шариках, рейки, изготовленной вместе с поршнем, гидроусилителя и зубчатого сектора, выполненного заодно с валом рулевой сошки.
Гайка рулевого механизма жестко закреплена внутри поршня-рейки. Зубчатая рейка и зубчатый сектор имеют зубья, толщина которых переменна по их длине. Это позволяет регулировать зазор в зацеплении рейка — сектор регулировочным винтом, ввернутый в боковую крышку картера. Для уменьшения трения между винтом и гайкой в их резьбе циркулируют шарики. На поршне-рейке имеются упругие разрезные чугунные кольца, обеспечивающие плотную его посадку в картере-цилиндре рулевого механизма.
Вращение рулевого вала преобразуется в поступательное движение поршня-рейки в результате перемещения гайки по винту. Зубья поршня-рейки поворачивают сектор, а вместе с ним вал с сошкой.
На картере рулевого механизма установлен клапан управления. Насос гидроусилителя лопастного типа двойного действия (имеет две камеры) с бачком и фильтром закреплен на двигателе и приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Насос соединен с клапаном управления двумя шлангами: шлангом высокого давления, по которому подводится масло от насоса, и шлангом низкого давления (слива), по которому масло возвращается к насосу.