Во время движения автомобиля по прямой дороге клапан находится в среднем положении и масло из насоса перекачивается в бачок (рис. 151, а).
При повороте вправо клапан, перемещаясь вниз, открывает доступ маслу в пространство над поршнем-рейкой (рис. 151, б). В результате давления масла на поршень-рейку уменьшается усилие, которое затрачивается на поворот рулевого колеса. При повороте рулевого колеса влево клапан перемещается вверх и открывает доступ масла под поршень-рейку (рис. 151, в), в результате чего облегчается поворот колес влево.
Карданная передача рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 позволяет ослабить влияние колебаний кабины относительно рамы автомобиля, а также уменьшить размеры системы рулевого управления.
Рис. 151 Схема работы рулевого механизма с гидроусилителем
Вилки карданов соединены в верхней части с рулевым валом, а в нижней части — с ведущим валом рулевого механизма В отверстиях вилки на подшипниках установлены крестовины.
Схема рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А показана на рис. 152. К основным частям его относятся рулевое колесо, рулевой вал, рулевая колонка, картер рулевого механизма с боковой и нижней крышками, глобоидальный червяк, вал рулевой сошки с трехгребневым роликом и подшипниками и регулировочный винт вала рулевой сошки.
Рис. 152. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53
В картере рулевого механизма находится червяк и вал рулевой сошки с роликом, образующие рулевую передачу. Картер рулевого механизма установлен на раме автомобиля и закреплен к ней болтами. Глобоидальный червяк рулевого механизма автомобилей ГАЗ»53А и ГАЗ-24 «Волга» установлен в картере рулевого механизма в двух конических роликовых подшипниках, которые не имеют внутренней обоймы. Внутреннюю обойму подшипника заменяет беговая дорожка, выполненная на червяке, по которой и происходит качение роликов подшипников; наружные обоймы установлены в корпусе картера рулевого механизма. В рулевом механизме указанных автомобилей предусмотрена регулировка подшипников, для чего между нижней крышкой и картером рулевого механизма находится несколько тонких прокладок, которые по мере износа подшипника вынимаются. Червяк запрессован на нижний шлифованный конец рулевого вала (ГАЗ-53А и ГАЗ-24 «Волга»).
Рулевое колесо установлено на мелких конических шлицах верхнего конца рулевого вала и закреплено гайкой. В верхней части рулевой колонки имеется подшипник для центрирования рулевого колеса. В автомобиле ГАЗ-24 «Волга» рулевой вал состоит из двух частей, соединенных муфтой, предохраняющей водителя от травмирования при ударе.
Трехгребневый ролик рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А, находящийся в зацеплении с глобоидальным червяком, расположен на осн и двух игольчатых подшипниках в головке вала рулевой сошки. Глобоидальный червяк установлен в отверстии картера на бронзовой втулке. Цилиндрический шип вала вставлен в роликовый подшипник.
В автомобиле ГАЗ-24 «Волга»- вал рулевой сошки вращается в игольчатых подшипниках. Трехгребневый ролик закреплен в головке вала рулевой сошки на шариковых подшипниках.
Регулировочный винт (ГАЗ-53А) имеет вырез, в который входит головка шипа. Этот винт ввернут в боковую крышку картера и сверху закрыт колпачковой гайкой со стопорной шайбой (см. рис. 152). Зазор между роликом и червяком в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-24 «Волга» регулируют так же, как и в автомобиле ГАЗ-53А.