Рулевой привод (рис. 153) служит для передачи усилия от рулевого механизма к управляемым колесам. Он состоит из рулевой сошки, рулевых тяг (продольной и поперечной), верхнего рычага поворотной цапфы и двух поворотных рычагов (левого и правого).
Конструкция рулевого привода выполнена так, чтобы при повороте автомобиля движение всех колес осуществлялось без бокового скольжения, что обеспечивает легкость управления автомобилем и минимальный износ шик.
Рис. 154. Схема поворота автомобиля
Для этого необходимо, чтобы геометрические оси всех колес автомобиля пересекались водной точке (рис. 154) —общем центре окружностей, описываемых колесами. Чтобы все колеса имели общий центр поворота, внутреннее управляемое колесо должно поворачиваться наибольший угол, чем внешнее. Выполнение этого требования обеспечивается рулевой трапецией, где основаниями служат передняя ось автомобиля и поперечная рулевая тяга, а боковыми сторонами — рычаги поворотных цапф.
В автомобиле ГАЗ-24 «Волга» рулевой привод по своей конструкции отличается от ранее описанного и состоит из рулевой сошки, маятникового рычага, средней поперечной тяги, двух боковых (левой и правой) тяг с регулировочными трубками и двух рычагов поворотных цапф (рис. 155). Замена одной поперечной тяги тремя (средняя и две боковые) обеспечивает одновременный поворот передних колес при перемещении одного из них на подвеске независимо от другого. Рулевая сошка на выступающей части вала должна быть закреплена так, чтобы исключалось проворачивание ее, для чего на валу и в проушине сошки выполнены мелкие шлицы.
Для правильной установки рулевой сошки на валу имеются метки или несколько пар шлицов, выполненных вместе.
Закреплена рулевая сошка гайкой, навернутой на конец вала.
Нижнем конце рулевой сошки, имеющем конусное отверстие, при помощи гайки закреплен палец с шаровой головкой.
Рулевые тяги выполнены из труб и имеют наконечники или регулировочные трубы (ГАЗ-24 «Волга»). На автомобиле ЗИЛ-130 продольная тяга имеет наконечники, в которые через боковые отверстия с прорезью входят шаровые пальцы сошки и рычаг поворотной цапфы.
Шаровые пальцы в наконечниках тяг закреплены сухарями (рис. 156, а), которые сжимаются пружиной и затягиваются пробкой, ввернутой в торцовое отверстие тяги. Ввертывая пробку, регулируют натяжение пружины.
Наконечники поперечной тяги грузовых автомобилей имеют с одной стороны левую, а с другой — правую резьбу и закреплены от произвольного отворачивания стяжными болтами. Такое устройство дает возможность изменять длину тяг. а следовательно, и схождение колес.
Наконечники поперечной рулевой тяги (ЗИЛ-130) имеют сухари, охватывающие шаровую головку пальца поворотных рычагов. Наконечники поперечной и продольной рулевых тяг автомобиля ГАЗ-53А имеют сухари, охватывающие полусферическую головку пальца (рис. 156, б).
Аналогичное устройство шарниров рулевых тяг автомобиля ГАЗ-24 «Волга».
Пружины, установленные в наконечниках, устраняют зазоры по мере выработки деталей сочленения. Сочленения поперечных рулевых тяг имеют самоподжимное устройство.
Для установки рычагов в поворотных цапфах имеются отверстия с канавкой для шпонки. Шаровые пальцы устанавливают в конусные отверстия в рычагах. Рычаги и шаровые пальцы закреплены гайками. Для надежности соединений деталей рулевого привода пробки наконечников рулевых тяг и гайки зашплинтованы.
Шарнирные соединения рулевого привода для уменьшения износа деталей смазываются через масленки (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130) и имеют защитные приспособления, предохраняющие их от попадания грязи и вытекания смазки. В рулевом приводе автомобиля ГАЗ-24 «Волга» шарнирные соединения рулевых тяг смазываются с разборкой.
Рулевой механизм летом смазывают трансмиссионным маслом ТАп-15В, а зимой маслом ТС-10. Заливают смазку через маслоналивное отверстие по нижнюю его кромку. Наливное отверстие закрывают пробкой.
Рис. 156. Устройство наконечников: а — продольный рулевой тяги автомобиля ЗИЛ-130; б — рулевой тяги автомобиля ГАЗ 53А 180
В гидроусилитель рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 летом заливают турбинное масло 22 или индустриальное 20, а зимой — веретенное масло АУ,
Для смазки шарнирных сочленений рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 применяют смазку УС-1, а в ГАЗ-53А и ГАЗ-24 «Волга» смазку 158 или ЦИАТИМ-201.
Детали рулевого управления следует смазывать в точном соответствии с заводской инструкцией.