Для уменьшения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии автомобили оборудуются тормозной системой. Тормозная система состоит из тормозного механизма и привода. В современных автомобилях применяют два типа тормозных механизмов: колесный и центральный.
Колесный барабанный тормоз размещен в колесах. Он состоит из тормозного барабана, разжимного устройства, стягивающей пружины, неподвижного опорного диска, двух колодок с фрикционными накладками и опорных пальцев (рис. 157, а). Неподвижный опорный диск закреплен на фланце кожуха полуоси или на поворотной цапы. Тормозной барабан закреплен на ступице колеса. Между его внутренней поверхностью и фрикционными накладками колодок предусмотрен зазор.
Рис. 157. Схема работы колесного барабанного тормозного механизма: а — при движении, б — при торможении
Когда необходимо затормозить, водитель нажимает йогой на педаль (рис. 157, б), разжимное устройство раздвигает колодки и прижимает их к барабану. Благодаря трению, которое возникает при этом между тормозным барабаном и фрикционными накладками колодок, колеса тормозятся и автомобиль останавливается. При растормаживании автомобиля пружина стягивает колодки и освобождает барабан. На автомобилях применяют рабочий и стояночный тормозы. Приводы этих тормозов действуют независимо один от другого.
Для торможения автомобиля во время движения, как правило, пользуются рабочим тормозом: при нажатии на педаль колодочные механизмы одновременно действуют на все четыре колеса. На стоянках или остановках пользуются стояночным тормозом.
На автомобилях тормозные механизмы приводятся в действие при помощи механического, гидравлического или пневматического приводов. Механический привод применен в стояночном тормозе, которым оборудованы все автомобили.
На легковых и грузовых автомобилях средней грузоподъемности установлен гидравлический привод рабочих тормозов. Он состоит из колесных и главного тормозного цилиндров с поршнями, усилитель, разделителя (ГАЗ-24 «Волга»), системы соединительных трубопроводов, шлангов, резервуара (рис. 158).
При нажатии на педаль тормоза шток перемещает поршень главного тормозного цилиндра, который создает давление на тормозную жидкость. Жидкость, перемещаясь по трубопроводам, поступает к усилителю, разделителю и по трубкам и шлангам — к колесным цилиндрам. Воздействуя на поршни колесных цилиндров, жидкость раздвигает их, прижимая колодки к тормозным барабанам. Если педаль тормоза отпустить, поршень отходит в первоначальное положение, колодки под действием пружины начинают стягиваться, жидкость перемещается назад в главный тормозной цилиндр и действие тормоза прекращается.
В отличие от гидравлического, пневматический привод тормозов установлен на грузовых автомобилях большой грузоподъемности. Привод состоит из тормозного крана автомобиля, воздухопроводов н соединительных шлангов, компрессора, регулятора давления, манометра, воздушных баллонов, тормозных камер, разобщительного крана, соединительной головки. Расположение приборов и. воздухопроводов пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ-130 показано на рис. 159.
При работающем двигателе компрессор нагнетает воздух в баллоны до определенного давления. Если нажать на тормозную педаль, воздух через тормозной кран начинает поступать в передние и задние тормозные камеры, расположенные около соответствующих колес автомобиля. Каждая тормозная камера имеет диафрагму. При увеличении давления диафрагма прогибается и приводит в движение шток и рычаги, вал с разжимными кулаками поворачивается, раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану.
При отпускании педали тормоза колеса растормаживаются, так как тормозной кран перекрывает путь сжатому воздуху, который поступает из воздушных баллонов, и соединяет тормозные камеры с атмосферой. Когда давление уменьшается, пружины стягивают колодки и колеса автомобиля могут свободно вращаться.