Тормозная система

Для уменьшения скорости движения, остановки и удержания в не­подвижном состоянии автомобили оборудуются тормозной системой. Тормозная система состоит из тормозного механизма и привода. В современных автомобилях применяют два типа тормозных меха­низмов: колесный и центральный.

Колесный барабанный тормоз размещен в колесах. Он состоит из тормозного барабана, разжимного устройства, стягивающей пружи­ны, неподвижного опорного диска, двух колодок с фрикционными накладками и опорных пальцев (рис. 157, а). Неподвижный опорный диск закреплен на фланце кожуха полуоси или на поворотной цапы. Тормозной барабан закреплен на ступице колеса. Между его внут­ренней поверхностью и фрикционными накладками колодок преду­смотрен зазор.

рис. 157. схема работы колесного ба­рабанного тормозного механизма: а — при движении, б — при торможе­нии

Рис. 157. Схема работы колесного ба­рабанного тормозного механизма: а — при движении, б — при торможе­нии

Когда необходимо затормозить, водитель нажимает йогой на пе­даль (рис. 157, б), разжимное устройство раздвигает колодки и при­жимает их к барабану. Благодаря трению, которое возникает при этом между тормозным барабаном и фрикционными накладками колодок, колеса тормозятся и автомобиль останавливается. При растормаживании автомобиля пружина стягивает колодки и освобождает бара­бан. На автомобилях применяют рабочий и стояночный тормозы. При­воды этих тормозов действуют независимо один от другого.

Для торможения автомобиля во время движения, как правило, пользуются рабочим тормозом: при нажатии на педаль колодочные механизмы одновременно действуют на все четыре колеса. На стоян­ках или остановках пользуются стояночным тормозом.

На автомобилях тормозные механизмы приводятся в действие при помощи механического, гидравлического или пневматического при­водов. Механический привод применен в стояночном тормозе, которым оборудованы все автомобили.

На легковых и грузовых автомобилях средней грузоподъемности установлен гидравлический привод рабочих тормозов. Он состоит из колесных и главного тормозного цилиндров с поршнями, усилитель, разделителя (ГАЗ-24 «Волга»), системы соединительных трубо­проводов, шлангов, резервуара (рис. 158).

При нажатии на педаль тормоза шток перемещает поршень глав­ного тормозного цилиндра, который создает давление на тормозную жидкость. Жидкость, перемещаясь по трубопроводам, поступает к уси­лителю, разделителю и по трубкам и шлангам — к колесным цилинд­рам. Воздействуя на поршни колесных цилиндров, жидкость раздви­гает их, прижимая колодки к тормозным барабанам. Если педаль тормоза отпустить, поршень отходит в первоначальное положение, колодки под действием пружины начинают стягиваться, жидкость перемещается назад в главный тормозной цилиндр и действие тор­моза прекращается.

В отличие от гидравлического, пневматический привод тормозов установлен на грузовых автомобилях большой грузоподъемности. Привод состоит из тормозного крана автомобиля, воздухопроводов н соединительных шлангов, компрессора, регулятора давления, мано­метра, воздушных баллонов, тормозных камер, разобщительного кра­на, соединительной головки. Расположение приборов и. воздухопро­водов пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ-130 по­казано на рис. 159.

При работающем двигателе компрессор нагнетает воздух в баллоны до определенного давле­ния. Если нажать на тормозную педаль, воздух через тормозной кран начинает поступать в перед­ние и задние тормозные камеры, расположенные около соответст­вующих колес автомобиля. Каж­дая тормозная камера имеет диа­фрагму. При увеличении давле­ния диафрагма прогибается и приводит в движение шток и ры­чаги, вал с разжимными кулаками поворачивается, раздвигает колод­ки, прижимая их к тормозному барабану.

При отпускании педали тор­моза колеса растормаживаются, так как тормозной кран перекры­вает путь сжатому воздуху, кото­рый поступает из воздушных бал­лонов, и соединяет тормозные ка­меры с атмосферой. Когда давле­ние уменьшается, пружины стяги­вают колодки и колеса автомоби­ля могут свободно вращаться.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru