Барабанный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А с гидравлическим приводом показан на рис. 160.
Он состоит из двух колодок с фрикционными накладками, установленных на опорном диске, стягивающей пружины, колесного тормозного цилиндра, направляющих скоб, опорных пальцев и регулировочных эксцентриков.
Рис. 160, Колесный тормозной механизм барабанного типа с гидравлическим приводом
Колодки нижними концами опираются на бронзовые эксцентриковые шайбы, надетые на опорные пальцы, а верхними — на стальные сухари алюминиевых поршней колесного тормозного цилиндра. Опорные пальцы закрепляют при помощи гаек на опорном диске, но при регулировке они могут вращаться вместе с эксцентриковыми шайбами. Необходимый зазор между колодками и тормозным барабаном в положении, когда пружина стягивает колодки, обеспечивается установкой под ними регулировочных эксцентриков. Направляющие скобы с пружинами предназначены для предупреждения бокового смещения тормозных колодок.
Рис, 161. Главный тормозной цилиндр автомобиля ГАЗ-5ЗА
Тормозные накладки выполнены из фрикционного материала и закреплены к колодкам при помощи латунных заклепок или приклеиваются. Конструкцией предусматривается разная длина тормозных накладок: передняя накладка длиннее задней. Это сделано для того, чтобы обеспечить равномерный износ накладок, учитывая, что при торможении передние накладки прижимаются к тормозному барабану с большей силой, чем задние.
Гидравлический привод тормозов состоит из ряда узлов и деталей, основными из которых являются главный и колесные тормозные цилиндры.
Главный тормозной цилиндр изготовлен из чугуна и выполнен в одной отливке с резервуаром для тормозной жидкости. Корпус его закреплен на раме автомобиля. Устройство главного тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-53А показано на рис. 161.
В верхней стенке резервуара цилиндра имеется нарезная пробка, в боковой части которой просверлены два небольших отверстия, а снизу пробки установлен отражатель. Внутренняя полость цилиндра сообщена с резервуаром для тормозной жидкости малым компенсационным и большим перепускным отверстиями. В днище поршня главного тормозного цилиндра высверлено несколько отверстий, против каждого из которых имеется лепесток пластинчатого клапана, прикрывающий отверстие. На поршень надето резиновое уплотнительное кольцо, а перед ним помещена резиновая манжета, плотно прижимаемая пружиной.
Эта же пружина прижимает к гнезду обратный клапан, в тарелке которого помещен нагнетательный клапан со слабой пружиной. При нажатии на педаль тормоза под действием штока поршень с манжетой перемещается, перекрывает компенсационное отверстие, а через отверстие нагнетательного клапана, открывающегося под давлением жидкости, жидкость по трубопроводам поступает к цилиндру гидроусилителя.
Если педаль отпустить, давление жидкости в системе гидравлического привода тормозов снижается и жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр. При полностью опущенной педали тормоза полость цилиндра перед поршнем сообщается с резервуаром через компенсационное отверстие, поэтому в цилиндре постоянно имеется жидкость, а благодаря обратному клапану, закрываемому пружиной в системе гидравлического привода поддерживается небольшое изгиб. точное давление и воздух не попадает внутрь системы.
При резком отпускании педали тормоза в главном тормозном цилиндре создается небольшое разрежение, под действием которого жидкость из полости за поршнем через отверстие в нем и отжатую манжету перетекает в полость цилиндра перед поршнем, что исключает попадание воздуха в систему.