Для буксировки прицепов, полуприцепов или другого автомобиля сзади на поперечине рамы грузового автомобиля установлено буксирное устройство.
Крепление штока крюка буксирного устройства осуществлено через пружину и две опорные втулки или резиновый буфер, в результате чего достигается смягчение рывков при трогании буксирующего автомобиля и буксируемого прицепа и их движении. Надежность сцепки обеспечивается откидной скобой, запирающейся защелкой и шплинтом на цепочке. На случай произвольной расцепки предусмотрен трос, прикрепленный одним концом к проушине, установленной на задней поперечине рамы, а вторым — к прицепу. Для буксировки автомобиля к передним концам продольных балок грузового автомобиля закреплены буксирные крюки, а в легковых автомобилях — специальные проушины.
На автомобиле-тягаче работающем с полуприцепом, имеется седельное сцепное устройство, конструкция которого обеспечивает автоматическую сцепку полуприцепа с авто мобилем-тягачом при плавном въезде его задним ходом под заторможенный полуприцеп и исключает возможность произвольного отъединения полуприцепа от автомобиля-тягача. Произвольное рассоединение полуприцепа от автомобиля-тягача недопустимо Состоит седельное устройство (рис. 179) из опорной плиты, балансира с осями, плиты и замка, выполненного в виде двух захватов, установленных на осях и а плите седельного устройства и фиксирующихся запорным кулаком, который перемещается в переднее и заднее положения при помощи рукоятки.
Рис. 179, Седельное сцепное устройство
Открывая замок, рукоятку отводят вперед, запорный кулак при этом перемещается также вперед и в этом положении фиксируется защелкой, заходящей за выступы запорного кулака под действием пружины. Когда осуществляется автоматическая сцепка полуприцепа с автомобилем-тягачом, шкворень полуприцепа раздвигает захваты и штифт, укрепленный на одном из захватов, поворачивает защелку и запирает захват, так как запорный кулак при этом под действием пружины штока возвращается назад.
Чтобы исключить самопроизвольную расцепку автомобиля-тягача с полуприцепом, имеется устройство, препятствующее выходу из своего гнезда штока запорного кулака. Для этой цели в сцепном устройстве имеется предохранительная планка, которую необходимо повернуть на своей оси при отпирании замка. Сцепку автомобиля-тягача с полуприцепом нужно осуществлять в такой последовательности: отвести в сторону предохранительную планку и поставить в переднее крайнее положение рукоятку управления сцепкой, плавно подать автомобиль-тягач задним ходом под полуприцеп так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства — сцепка при этом про изойдет автоматически, а рукоятка управления сцепкой возвратится в крайнее заднее положение, затормозить автомобиль-тягач ручным тормозом и проверить положение предохранительной планки; поднять опорное устройство полуприцепа, закрепить его в верхнем положении и отпустить стояночный тормоз полуприцепа. Последовательность действия при расцепке автомобиля-тягач а с полуприцепом следующая: затормозить полуприцеп стояночным тормозом, опустить опорное устройство и закрепить его в нижнем положении, отвести в сторону предохранительную планку и, поставив рукоятку управления сцепкой в крайнее переднее положение, медленно и плавно подать вперед автомобиль-гягач.