Стеклоочистители имеют пневматический (ЗИЛ-130) или электрический (ГАЗ-53А и ГАЗ-24 «Волга») привод.
Стеклоочиститель ветрового стекла кабины автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 177) включен в пневматическую систему привода тормозов и состоит из пневматического двигателя с золотниковым распределением и механизмом установки щеток по нижней кромке стекла, двух щеток, тяг, рычагов привода щеток и крана управления стеклоочистителем.
Стеклоочиститель включают поворотом головки крана, размещенной на панели приборов, против часовой стрелки. Скорость движения щеток регулиpyют вращением головки крана; для увеличения скорости головка вращается против часовой стрелки, а для уменьшения — по часовой. Чтобы выключить стеклоочиститель, головку крана следует повернуть по часовой стрелке до упора. Если после включения крана щетки не зафиксировались и а нижней кромке ветрового стекла, то необходимо повторно включить и выключить стеклоочиститель.
Рис. 177, Стеклоочиститель ветрового стекла кабины автомобиля ЗИЛ-130
Обмыв ветрового стекла на автомобиле ЗИЛ-130 обеспечивается специальным устройством, которое состоит из диафрагменного насоса с педальным приводом, установленным в левой передней части пола кабины, резинового бачка под панелью приборов и двух форсунок снаружи автомобиля перед ветровым стеклом. При нажатии на педаль привода насоса вода из бачка через впускной клапан и трубку подсасывается диафрагмой в верхнюю полость насоса, пружина, расположенная под диафрагмой, при этом сжимается. После прекращения нажатия на педаль пружина возвращает диафрагму в исходное положение и выталкивает воду через форсунку на ветровое стекло. Для обмыва необходимо применять чистую воду.
У автомобиля ЗИЛ-130 вентиляция кабины в летнее время осуществляется через проемы дверей, два верхних вентиляционных люка, имеющихся в крышке кабины, а также форточки в окнах дверей. Свежий воздух, кроме того, может поступать в кабину через вентиляционные каналы, расположенные в брызговиках крыльев. В передней части каналов имеются заслонки, которые можно устанавливать только в два крайних положения: «Открыто» или «Закрыто». Заслонки открывают и закрывают вручную через решетку радиатора поворачиванием рычажка оси заслонки. Закрывать заслонки нужно только на пыльных дорогах. При больших морозах обе заслонки левого канала нужно закрывать. Заслонки правого канала должны быть открыты для питания свежим воздухом отопителя.
Рис. 178, Отопитель автомобиля ЗИЛ-130
В автомобиле ГАЗ-24 «Волга» приточная вентиляция кузова осуществляется через люк, расположенный с левой стороны верхней наружной панели. Вытяжная вентиляция кузова осуществляется на ходу автомобиля через отверстия в. боковинах кузова и перфорированную обивку потолка.
Для отопления кабины и обогрева ветрового стекла имеется отопитель. Отопитель автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 178) расположен в кабине водителя с правой стороны под щитком и прикреплен к передней стенке кабины. Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая жидкость поступает в радиатор отопителя из головки цилиндров через кран, расположенный на впускном трубопроводе справа, в задней его части. По подводящему шлангу жидкость поступает в нижнюю часть левого бачка радиатора, выходит из верхней части правого бачка, а затем по трубопроводу сливается во всасывающую полость водяного насоса.
В отопитель поступает либо наружный воздух по правому вентиляционному каналу, либо воздух из кабины (при особо низких температурах), при этом необходимо закрыть заслонку подачи наружного воздуха. Большую часть воздуха, подогретого в радиаторе отопителя, подает центробежный вентилятор в распределительный канал, подведенный к ветровому стеклу; меньшая часть воздуха поступает к ногам пассажиров. Из распределительного канала воздух поступает по шлангам к соплам обдува ветрового стекла и через отверстия в конце канала, перекрываемого управляемой заслонкой, к ногам водителя.
Когда надо быстро обогреть замерзшие стекла, заслонку закрывают, а после прогрева стекол открывают полностью или частично, если необходимо подать несколько большее количество теплого воздуха к ветровому стеклу.
Для управления заслонкой воздухораспределительного канала имеется ручка, расположенная на вертикальной площадке щитка приборов. При утопленном положении ручки заслонка закрыта и весь теплый воздух подается на обдув ветрового стекла. При выдвинутом положении ручки заслонка открыта и теплый воздух выходит к ногам соедителя. Поступление воздуха в отопитель регулируют заслонкой, расположенной в нижней части его кожуха. Рычаг заслонки имеет три положения: первое положение — вертикальное, заслонка закрывает доступ свежего воздуха из правого вентиляционного канала, при этом воздух поступает в отопитель только из кабины; второе положение — наклонное, заслонка открывает доступ свежего воздуха в отопитель и закрывает вход ему в кабину; третье положение — горизонтальное, воздух в кабину поступает снаружи.