Стояночный тормоз на автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А барабанного типа.
На автомобиле ЗИЛ-130 симметричные колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками и сухарями шарнирно опираются и а одну опорную ось, закрепленную в кронштейне тормоза (рис. 173). Кронштейн одновременно служит крышкой подшипника ведомого вала коробки передач и корпусом привода спидометра. Кронштейн прикреплен к задней стенке коробки передач болтами. В средней части колодки опираются бобышками на выступы кронштейна и удерживаются от бокового смещения шайбами, установленными на дистанционных втулках, зажатых болтами.
Рис, 174. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А
Стяжные пружины возвращают колодки в исходное положение, прижимая их к разжимному кулаку. На валу разжимного кулака установлен регулировочный рычаг-сектор, к которому присоединена тяга ручного тормоза. Барабан ручного тормоза с фланцем насажен на шлицованный конец ведомого вала коробки передач и закреплен гайкой. Взаимное положение фланца и барабана фиксируется двумя винтами. Опорный диск тормоза прикреплен к кронштейну и защищает тормоз от попадания в него грязи.
Рис. 175. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-24 «Волга»
У автомобиля ГАЗ-53А на неподвижном диске, закрепленное на картере коробки передач, установлены две тормозные колодки (рис. 174).
В нижней части выступы колодок размещены в пазу наружных концов пальцев. Внутренние концы пальцев входят в отверстия корпуса регулировочного механизма и скошенными краями опираются на коническую головку регулировочного винта. Верхняя часть колодок опирается на разжимное устройство. Разжимное устройство состоит из стержня и двух шариков. Тормозной барабан закреплен на ведомом валу коробки передач. При перемещении рычага стояночного тормоза тяга, воздействуя на приводной рычаг, поворачивает его на оси. Короткий конец приводного рычага нажимает на наружный конец разжимного стержня н при помощи шариков раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану.
Для затормаживания автомобиля стояночным тормозом рычаг перемещают назад. В это время нижний конец рычага, перемещаясь вперед, через тягу, соединенную с ним, приводит в действие приводной рычаг, который своим концом упирается в стержень с шариками и, перемещаясь, раздвигает колодки. Колодки прижимаются к тормозному барабану и, затормаживая его, препятствуют вращению карданного вала.
Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-24 «Волга» приводится в действие рукояткой вытяжного типа, расположенной под щитком приборов справа от рулевой колонки. Усилие от рукоятки (рис. 175) посредством рейки и троса передается на рычаг уравнителя и далее через тросы на тормозные механизмы задних колес. В тормозном механизме на оси задней колодки размещен приводной рычаг, упирающийся в разжимный стержень маятникового рычага и регулировочный эксцентрик.
Когда приводной рычаг перемещается вперед, разжимный стержень разводит колодки и задние колеса затормаживаются.
Для обеспечения высокой надежности, помимо рабочей и стояночной тормозных систем, на некоторых автомобилях (КамАЗ) устанавливаются вспомогательная и запасная тормозные системы.
Вспомогательная тормозная система служит для длительного поддержания постоянной скорости (на затяжных спусках) за счет торможения двигателем, что достигается прекращением подачи топлива в цилиндры двигателя и перекрытием впускных трубопроводов.
Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы. Принцип действия этой системы заключается в том, что при выходе воздуха из системы рабочего тормоза пружины энергоаккумуляторов, разжимаясь, приводят в действие тормозные колодки тормозных механизмов задних колес.