Лебедка (рис. 180) устанавливается спереди на раме на некоторых грузовых автомобилях повышенной проходимости.
Она предназначена для подъема груза, вытаскивания или самовытаскивания застрявшего автомобиля. Для привода лебедки усилие от двигателя передается через коробку передач, коробку отбора мощности, карданную передачу, состоящую из карданного вала и двух жестких карданных шар ни ров. Барабан лебедки свободно посажен на валу, который на одном конце имеет червячную шестерню, находящуюся в зацеплении с червяком.
Барабан лебедки соединен с валом скользящей муфтой, установленной на шлицах зала при помощи боковых выступов муфты и соответствующих вырезов в торце ступицы барабана. Соединение вала с барабаном лебедки производится перемещением муфты с помощью рукоятки со стопором. Если муфта выключена, вращение от вала не передается на барабан лебедки и он притормаживается скобой тормоза барабана, которая установлена на осн рычага.
Рис. 180, Лебедка
Лебедка, помимо рабочего, имеет и предохранительный тормоз, препятствующий саморазматыванию троса, если приводной механизм лебедки во время ее работы выйдет из строя. Тормоз состоит из барабана, установленного на валу червяка, и стальной ленты, на внутренней стороне которой имеется фрикционная накладка. Тормозная лента с фрикционной накладкой постоянно прижата к тормозному барабану пружинами.
Рис. 181, Схема работы коробки отбора мощности
Вращение на карданную передачу лебедки передается от коробки отбора мощности, которая закреплена болтами к картеру коробки передач. Она состоит из: ведущего блока малой и большой шестерен, установленного на подшипниках; промежуточного вала с шестерней второй передачи, жестко закрепленной на нем; ведущей шестерни и шестерни первой передачи, установленной на роликовом подшипнике; шлицованного ведомого вала с подвижной шестерней.
Коробка отбора мощности имеет две передачи вперед, задний ход и нейтральное положение. Включение передач осуществляется рычагом, установленным в кабине автомобиля.
Для привода в действие лебедки рычаг коробки передач устанавливают в нейтральное положение, включают муфту лебедки и, нажав на педаль сцепления, включают одну из передач коробки отбора мощности, после чего, плавно отпуская педаль сцепления, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя. Чтобы остановить барабан лебедки, нажимают на педаль сцепления и переводят рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение. Кинематическая схема передачи усилия через коробку отбора мощности на разных передачах показана на рис. 181.