Гидровакуумный усилитель ножного тормоза автомобиля ГАЗ-53А состоит из вакуумной камеры, цилиндра гидравлического усилителя и клапана управления (рис. 164).
Корпус камеры выполнен из двух штампованных частей, соединенных хомутами. В камере имеются диафрагма с упорной тарелкой, пружина и толкатель. Толкатель одним концом соединен с тарелкой, а вторым — с толкателем поршня цилиндра гидравлического усилителя. В цилиндре гидравлического усилителя установлен поршень с уплотнителями. Внутри поршня помещен шариковый клапан, прижимаемый к седлу пружиной.
Клапан управления состоит из корпуса, внутри которого находится поршень клапана, диафрагма с пружиной, воздушный и вакуумный клапаны, связанные между собой штоком.
Сверху воздушного клапана расположена пружина. При отпущенной педали ножного тормоза диафрагма вакуумной камеры под действием пружины находится в крайнем левом положении. Воздушный клапан управления закрыт, а вакуумный открыт. Вследствие этого в полостях А, Б, в и Г создается разрежение, создаваемое при [работе двигателя во впускном трубопроводе. Шип толкателя удерживает шариковый клапан поршня открытым. При нажатии на педаль тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра через открытый [шариковый клапан поршня цилиндра усилителя поступает к колесным тормозным цилиндрам, приводя их в действие. По мере увеличения давления на педаль тормоза поршень н диафрагма клапана управления перемещаются вверх. Вакуумный клапан закрывается, и полость ад диафрагмой Г и под диафрагмой Б разобщается. При дальнейшем перемещении поршня открывается воздушный клапан и воздух из Атмосферы поступает в полости Г и А. Вследствие разницы в давлении в полостях А и Б вакуумной камеры диафрагма, толкатель и поршень Усилителя переместятся вправо, шариковый клапан закроется и давление тормозной жидкости перед поршнем увеличится ввиду дополнительного давления, создаваемого гидровакуумным усилителем.
Давление воздуха в полостях Г и А зависит от давления на поршень клапана управления, которое, в свою очередь, зависит от усилия, прилагаемого к педали тормоза. Чем больше усилие на педаль тормоза, тем большим будет давление воздуха на диафрагму гидровакуумного усилителя н соответственно увеличится давление жидкости в колесных тормозных цилиндрах.
При оттормаживании давление жидкости на клапан управления уменьшится, его диафрагма прогнется вниз и вакуумный клапан отмоется, сообщив полости Л, £, В и Г. Диафрагма вакуумной камеры,
Поршень под действием пружины вернутся в исходное положение. Толкатель клапана, упираясь в шайбу, своим шипом открывет шариковый клапан, жидкость, вытесняясь из тормозных цилиндров, возвращается в главный тормозной цилиндр, и колеса растормаживаются.
В системе вакуумного усилителя между впускным трубопроводом и клапаном управления установлен запорный клапан, автоматически разъединяющин их при остановке двигателя. Ввиду запаса вакуума в системе гидровакуумного усилителя обеспечиваются о дно-два торможения при неработающем двигателе.
При неисправном гидровакуумном усилителе или выключенном двигателе тормозная система автомобиля будет действовать, но при этом потребуется большее усилие при нажатии на педаль, а тормозной путь автомобиля увеличится.
На автомобиле ГАЗ-24 «Волга» установлен гидровакуумный усилитель тормозов, по принципу действия подобный рассмотренному.
Тормозная жидкость системы гидравлического привода тормозов для обеспечения надежности их действия не должна: застывать при низких температурах; образовывать паровые пробки при повышении температуры; разрушать резиновые детали (шланги, манжеты); вызывать коррозию металлических частей тормозного привода. Кроме того, она должна иметь хорошие смазывающие качества.
На автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-24 «Волга» применяется тормозная жидкость БСК или смесь из 50% (по массе) касторового масла и 50% бутилового или изомилового спирта.
Рис. 165. Колесный тормоз
Тормозные жидкости разных марок смешивать нельзя, так как они расслаиваются.
Пневматический привод тормозов применен на автомобиле ЗИЛ-130. Тормозная система с пневматическим приводом состоит из колесных тормозных механизмов и пневматического провода.
Колесный тормозной механизм барабанного типа автомобиля ЗИЛ-130 показан на рис. 165. Чугунные тормозные колодки стягиваются пружиной, верхними концами они опираются на разжимный кулак, а нижними — на эксцентриковые пальцы.
Каждая тормозная колодка имеет по две прикрепленные к ней фрикционные накладки. Разжимный кулак изготовлен вместе с валом. На внешнем конце вала укреплен рычаг, внутри которого размещены червячная шестерня и червяк. Рычаг при помощи штока соединен с Диафрагмой, зажатой между корпусом и крышкой тормозной камеры
Для создания постоянного запаса сжатого воздуха на автомобилях с приводом тормозов служат компрессор и воздушные баллоны. На автомобиле ЗИЛ-130 для этой цели установлен двухцилиндровый поршневой компрессор, который укреплен на головке цилиндров и приводится в действие ремнем от шкива вентилятора системы охлаждения.