Воздухораспределительный клапан прицепа (рис. 169) служит для управления его тормозами. Он состоит из корпуса, впускного и выпускного клапанов, штока, манжеты, пружины, верхней и нижней крышек.
Сжатый воздух из воздушного баллона автомобиля при недействующих тормозах (педаль тормоза находится в верхнем крайнем положении) поступает в воздушный баллон прицепа через комбинированный тормозной кран автомобиля, разобщительный кран, соединительную головку и воздухораспределительный клапан (рис. 170, а).
При торможении автомобиля тормозным краном снижается давление воздуха в магистрали, подводящей воздух от автомобиля к прицепу, давление воздуха в верхней полости воздухораспределительного клапана уменьшается и шток клапана под действием давления в средней камере (соединенной с баллоном. прицепа) перемещается вверх, открывая впускной клапан и закрывая выпускной. Сжатый воздух из баллона прицепа поступает через нижнюю полость воздухораспределительного клапана к тормозным камерам колес прицепа, и колеса прицепа затормаживаются (рис. 170, б).
Рис. 169. Воздухораспределительный клапан прицепа
Конструкцией тормозной системы предусмотрено автоматическое затормаживание прицепа при его обрыве во время движения, так как при разъединении магистрали от автомобиля до прицепа давление воздуха в ней резко снижается и система тормозов прицепа срабатывает так же, как н в предыдущем случае.
Разобщительный кран (рис. 171) служит для отключения магистрали от прицепа. При помощи соединительной головки система пневматического привода тормозов прицепа сообщена с воздухопроводом автомобиля.
Тормозные камеры колес служат для приведения в действие разжимных кулаков (рис. 172). Резинотканевая диафрагма с диском, штоком и двумя пружинами помещена между штампованным корпусом и крышкой камеры, которые скреплены болтами. Когда педаль тормоза находится в крайнем верхнем положении, под действием пружин диафрагма прижата к крышке корпуса и находится в нерабочем положении.
Рис. 170. Схема действия тормозов прицепа;
А — при растормаживании; Б — При торможении
При нажатии на педаль тормоза под давлением сжатого воздуха, поступающего в тормозную камеру через тормозной кран, диафрагма прогибается к корпусу, перемещает диск, находящийся на ней, и через него передает усилие па шток, а затем на рычаг вала разжимного кулака. Тормозные колодки прижимаются к барабанам, и колеса затормаживаются.
При отпускании педали сжатый воздух выпускается в атмосферу через тормозной кран, диафрагма под действием пружин возвращается в нерабочее положение, вал разжимного кулака также возвращается в исходное положение, тормозные колодки освобождают тормозной барабан и колеса растормаживаются.
Для обеспечения возможности регулировки колесных тормозных механизмов, усилие на вал разжимного кулака передается от рычага через червяк, установленный в расточке вала, и связанную с ним червячную шестерню, находящуюся на шлицованном конце вала.
Контроль за давлением сжатого воздуха в пневматической системе тормозе в осуществляют манометром, установленным на щитке приборов. Контрольный манометр имеет верхнюю и нижнюю шкалы. По верхней шкале определяют давление сжатого воздуха в воздушных баллонах. Водитель должен следить, чтобы в баллонах всегда был необходимый запас воздуха: если его нет, то движение начинать нельзя, а если при движении давление резко снизилось, необходимо остановиться и устранить неисправность.
Нижняя шкала показывает давление воздуха в тормозных камерах при торможении. Если тормоз не применяют, то стрелка стоит на нуле.
Для соединения всех приборов тормозной системы с пневматическим приводом используют металлические трубопроводы и гибкие резинотканевые шланги высокого давления.