Компрессор (рис. 166) состоит из картера, блока цилиндров, головки, поршней с кольцами, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысла, двух плунжеров, двух штоков и приводного шкива.
Под действием разрежения, создаваемого в цилиндре компрессора, когда поршень опускается вниз, а нагнетательный клапан закрывается, через открывшийся впускной клапан в цилиндр по патрубку поступает воздух, предварительно очищающийся в воздушном фильтре карбюратора. При движении поршня вверх впускной клапан закрывается, воздух в цилиндре сжимается и под его давлением открывается нагнетательный клапан, через который воздух поступает в камеру головки, Для охлаждения головки, которая нагревается во время работы компрессора, к ней по гибким резиновым шлангом от системы
Охлаждения двигателя подводится охлаждающая жидкость. Разгрузочное устройство соединено с регулятором давления, который автоматически поддерживает заданное давление воздуха в системе пневматического привода тормозов.
Рис. 166 Компрессор автомобиля ЗИЛ-130
Если давление сжатого воздуха в системе _находится в пределах 6-6,4 кгс/см2, то полость разгрузочного устройства при помощи регулятора давления соединяется с воздушными баллонами, в которых со
держится запас сжатого воздуха. Поступление воздуха в систему прекращается, как только под давлением воздуха клапаны разгрузочного устройства поднимутся вверх. Впускные клапаны разгрузочного устройства при этом открываются.
Если давление сжатого воздуха в системе снизится, впускные клапаны разгрузочного устройства (под действием пружины через коромысла) опускаются и сжатый воздух будет поступать в воздушные баллоны до тех пор, пока давление воздуха в них не достигнет 7/атм/с после чего компрессор отключается.
На регулятор давления, сообщающийся с разгрузочным устройством компрессора. Регулятор автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе, впуская воздух в разгрузочное устройство компрессора или выпуская воздух. Для смазки трущихся деталей компрессора масло от главной магистрали системы сказки двигателя по маслопроводу, подведенному к торцу коленчатого вала компрессора, поступает в масляный канал в коленчатом валу, к коренным и шатунным подшипникам. Из картера компрессора масло по маслопроводу вновь возвращается в картер двигателя.
Воздушные баллоны, устанавливаемые и а автомобилях с пневматическим приводом тормозов, изготовлены из стали и позволяют производить 8—10 торможений без пополнения запаса сжатого воздуха, когда компрессор по каким-либо причинам не нагнетает воздух. Баллоны укреплены на продольных балках рамы и имеют штуцера для присоединения воздухопровода от компрессора и воздухопровода для подачи сжатого воздуха к тормозному крану автомобиля, а в днище баллона вмонтирован кран для слива конденсата, образующегося при нагнетании в баллон сжатого воздуха.
Чтобы исключить повышение давления сжатого воздуха в системе пневматического привода тормозов сверх допустимого, которое может быть при нарушении работы регулятора давления, в одном из баллонов установлен предохранительный клапан, который автоматически открывается, если давление воздуха в системе достигнет 9,0— 9,5кгс/см3,
Система пневматического привода тормозов может быть использована, в случае необходимости, для накачивания шин и других работ, выполняемых с использованием сжатого воздуха, для чего имеется кран отбора воздуха.