Ходовая часть представляет собой тележку автомобиля, состоявшую из рамы, осей, деталей и узлов подвески колес и шин.
Рама (рис. 131) представляет собой несущую систему балочной „конструкции. Она изготовлена из двух продольных и нескольких поперечных балок и к ней прикреплены все основные агрегаты и узлы. Балки корытообразного сечения штампуют из стали. Продольные балки по своей длине имеют неодинаковое сечение, наиболее нагруженная — средняя часть делается большего сечения. Продольные и поперечные балки соединены заклепками, а для увеличения жесткости рамы установлены косынки и угольники.
Для крепления узлов и агрегатов на раме имеются кронштейны, к которым крепятся крылья, подножки, топливный бак, рессоры, передний буфер, буксирные крюки и буксирное приспособление сзади. Роль рамы на легковых автомобилях сто выполняет сам кузов. В этом случае дно кузова делают достаточно жестким, а в местах крепления узлов и агрегатов его усиливают накладками. Такой кузов называется несущим.
Таблица 6
Автомобиль |
Величина схождения колес, мм |
Способ регулировки схождения колес |
ЗИЛ-130 ГАЗ-53А ГАЗ-24 Волга» |
5,0—8,0 0,0—3,0 1,5—3,0 |
Изменение длины поперечной рулевой ТЯГИ То же Изменение длины каждой из боковых рулевых тяг |
На автомобилях с несущим кузовом двигатель, передняя подвеска и рулевое управление закреплены на короткой раме, приваренной или привернутой болтами к кузову спереди.
Передняя ось на грузовых автомобилях изготовлена в виде двутавровой балки с отогнутыми вверх концами (рис. 132). На концах оси к проушинам шкворнями закреплены шарнирно-поворотные цапфы. Шкворень закреплен в проушинах оси неподвижно коническим стопорным штифтом с гайкой. Поворотные цапфы имеют по две проушины с бронзовыми-втулками и свободно проворачиваются в шкворне. Для облегчения поворота цапфы между ее проушиной и концом оси установлены опорные подшипники.
На оси цапфы в двух конических роликовых подшипниках установлена ступица колеса. При ведущих передних колесах передней осью служит картер переднего ведущего моста.
Шкворни поворотных цапф имеют продольный и поперечный наклон, благодаря этому облегчается управление автомобилем, повышается безопасность движения, улучшается маневренность, уменьшается сопротивление накату автомобиля, так как при движении колеса стремятся занять положение, соответствующее движению по прямой.
Для разгрузки наружного подшипника ступицы переднего колеса, уменьшения толчков, передаваемых на рулевой механизм, оси цапф
Наклонены концами вниз. Благодаря этому колеса устанавливаются с развалом до 10 (рис. 133, а).
Рис. 133. Углы установки передних колес: а—поперечный наклон шкворня и развал колес; б — продольный наклон шкворня; в — схождение колес
Колеса автомобиля при движении должны катиться параллельно друг другу. Наличие хотя бы незначительных люфтов в сочленениях рулевых тяг, в подшипниках колес и во втулках шкворней приводит к повороту каждого колеса на некоторый угол (правого — направо и левого — налево). Это вызывает проскальзывание покрышек и резкое увеличение их износа, а также повышенную нагрузку на детали передней оси и их износа. Чтобы не допустить проскальзывания колес при движении, их устанавливают с некоторым схождением, т. е. расстояние Б между шинами колеса спереди должно быть меньше, чем расстояние Л сзади оси (рис. 133, в). Величина схождения колес показана в табл. 6.
Углы наклона шкворней (рис. 133, б) и развал колес на грузовых автомобилях не регулируются. У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» развал колес и продольный наклон регулируются изменением количества регулировочных прокладок в местах крепления оси верхних рычагов к кронштейнам поперечины.