Амортизатор заполняют смесью: 50% трансформаторного масла и 50% турбинного масла 22, или амортизаторной жидкостью АЖ-12Т.
Колеса автомобилей дисковые и состоят из диска и обода. На колесах грузовых автомобилей применяется плоский обод, а на колесах легковых — глубокий (рис. 138).
Плоский обод колеса грузового автомобиля имеет два бортовых кольца, из которых одно съемное (рис. 138, а), а второе выштамповано заодно с диском. Съемное бортовое кольцо неразрезное и закреплено на ободе разрезным съемным замочным кольцом (ЗИЛ-130).
Рис. 138. Диски колес: а—с плоским ободом; б —с глубоким ободом
У автомобиля ГАЗ-53А колесо имеет уширенный обод с коническими полками н съемное разрезное бортовое кольцо, одновременно выполняющее функции замочного кольца. На легковых автомобилях обод колеса неразборный (рис. 138, б). Кроме двух бортов, посередине имеется углубление, используемое для монтажа покрышки иа обод. На дисках колес выполнены конические отверстия, которыми колесо устанавливают на шпильки. Гайки колес также имеют конус. Совпадением конусов гаек с конусными отверстиями на дисках обеспечивается точная установка колес (рис. 139).
У грузовых автомобилей на заднюю ось с каждой стороны устанавливают по два колеса. Внутренние колеса закреплены на шпильках колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а наружные колеса — гайками с конусом. Для предотвращения самоотвертывания гаек при ускорении и торможении автомобиля на грузовых автомобилях гайки левой стороны имеют левую резьбу, а гайки правой стороны — правую.
Шины автомобиля поглощают небольшие толчки и смягчают удары при наезде на небольшие неровности дороги. Смягчение ударов и поглощение мелких толчков осуществляется за счет сжатого воздуха в шинах и их упругости.
Автомобильная пневматическая шина (рис. 140) состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Основной и наиболее сложной частью шины является покрышка, которая защищает камеру от повреждения и обеспечивает хорошее сцепление колеса с дорогой. Основными материалами, идущими на изготовление покрышки, являются резина и специальная ткань (корд), изготовленная из очень прочных продольных нитей (основы) и разреженных поперечных нитей (утка).
Рис. 140. Пневматическая шина / Рис 141. Устройство покрышка
Покрышки (рис. 141) состоят из каркаса, беговой дорожки (протектора), боковой и бортовой частей. Каркас изготовлен из нескольких слоев ткани (корд) с резиновыми прослойками между ними. В диагональных покрышках нити корда расположены под углом друг к другу. Вдоль окружности по беговой части проложен протекторный слой из прочной износостойкой резины. Для хорошего сцепления шин с дорогой по поверхности протектора сделаны углубления, образующие протекторный рисунок. Форма рисунка определяется условиями работы автомобиля. Для хороших дорог применяют шины с мелким дорожным рисунком, а для плохих дорог и бездорожья с крупным направленным рисунком.
При установке колеса, шина которого имеет направленный рисунок протектора, необходимо следить, чтобы стрелка на боковине покрышки соответствовала направлению вращения колеса. Этим достигается лучшее зацепление с дорогой и уменьшение износа покрышки. Между каркасом и протекторным слоем размещен подушечный слой, состоящий из разреженного корда и эластичной прочной резины. Подушечный слон служит для обеспечения хорошей связи каркаса с протектором.
В бортах каркаса заделаны сердечники (изготовленные из проволочного тросового кольца и резиновой ткани), образующие крыло. Крыло покрышки не допускает растягивания бортов. По бокам' покрышки нанесен слой резины, защищающий каркас от повреждения и попадания влаги. В покрышках типа Р и PC нити корда расположены по кратчайшему расстоянию между бортами, это расположение называется радиальным. При таком расположении нити в смежных слоях не перекрещиваются, нагрузка от внутреннего давления на нити уменьшается вдвое по сравнению с обычными шинами, уменьшается также их нагрев. Для увеличения прочности шин типа Р и PC подушечный слой изготовляют из 3—б слоев малорастяжимого металлического или вискозного корда, нити которого расположены почти вдоль окружности.