При конструировании и подборе шин для каждой модели автомобиля установлена норма давления воздуха в шинах и предельная нагрузка. Нормы давления воздуха в шинах приведены в табл. 7.
Допускается отклонение от норм давления в небольших пределах: для грузовых автомобилей ±0,2 кгс/см2, а для легковых ±0,1 кгс/см2. Отклонения в сторону уменьшения или увеличения давления больше допустимого намного сокращают срок службы шин.
Увеличение давления воздуха приводит к перегрузке нитей каркаса и их разрушению, протектор при этом изнашивается неравномерно. Особенно опасно уменьшение давления. Так, например, уменьшение давления на 25% сокращает срок службы шины на 50%.
Таблица 7
|
|
Давление воздуха в шине, кгс/атм* |
|||
|
Передние колеса |
Задние колеса |
|||
Автомобиль |
Размер шин |
|
|
|
|
|
|
Обычные |
Типа Р |
Обычные |
Типа а* |
|ИЛ-130 |
260—508 или 260—508Р |
3,5 |
4,5 |
5 |
6 |
ГАЗ-53А |
240—508Р (8,25—20) |
2,8 |
4,5 |
4,3 |
5,8 |
ГАЗ-24 |
7,35—14 (185—355) |
1,7—1,8* |
|
1,7—1,8* |
~ |
* При езде на загородных дорогах с повышенной скорость!© давление в шинах 1,9 — 2,0.
Совершенно недопустима езда на спущенных шинах даже на незначительное расстояние, так как может полностью разрушиться покрышка. Перед выездом из гаража и в пути нужно следить за давлением воздуха в шинах. Давление воздуха необходимо проверять только при помощи манометра. Проверка давления «на глаз» не разрешается. Воздух в шины накачивают при помощи стационарной компрессорной установки, компрессора, установленного на автомобиле, или ручного насоса.
На каждом автомобиле шины рассчитаны на определенную нагрузку. Увеличение нагрузки приводит к увеличению прогиба шины, вследствие чего при работе шины происходит перегрев, расслаивание каркаса и отслаивание протектора. Перегруженная шина при наезде на различные предметы легко разрушается. Перегрузка шин может произойти от перевозки груза, превышающего норму нагрузки на автомобиль, неправильного размещения груза в кузове (смещение груза на одну сторону или назад), езды и а одной шине при спаренных шинах, использование шин неодинакового диаметра и др.
При эксплуатации автомобиля особое внимание необходимо уделять состоянию шин и их монтажу. Эксплуатация покрышек, имеющих пробоины и другие механические повреждения, приводит к попаданию влаги в каркас и его загниванию. Такую покрышку нельзя будет отремонтировать. Покрышки, имеющие даже незначительные механические повреждения, необходимо сдавать в ремонт.
Собирая шину, необходимо внимательно проверить покрышку изнутри, удалить песок и другие предметы. Покрышка внутри должна быть чистой и сухой. Перед сборкой необходимо покрышку изнутри припудрить тальком. Камеру перед укладкой в покрышку нужно проверить. Обод колеса должен быть ровным, без вмятин, поверхность чистой без ржавчины и окрашенной.
Рис. 146 Схема перестановки шин автомобилей: я — грузовых; б — легковых
При вращении колеса возникают большие центробежные силы. Если масса колеса по окружности будет неодинакова, то появляется биение, и покрышка постепенно разрушается. На автомобилях
ЗИЛ-130 и ГАЗ-24 «Волга» для балансирования колес имеются грузики, которые можно перемещать по окружности обода.
Мастерство вождения автомобиля, правильный выбор режима работы шин в различных условиях могут значительно увеличить их пробег. Езда с большой скоростью на поворотах и по плохим дорогам, резкое торможение и трогание автомобиля, пробуксовывание колес, езда по трамвайным рельсам и вплотную к бровке тротуара вызывают порчу и быстрый износ шины. Во время работы и при постановке автомобиля в гараже нужно избегать наезда на различные нефтепродукты, так как они разрушают резину. При постановке автомобиля на длительное время шины необходимо разгрузить, устанавливая автомобиль на козлы.
Срок работы автомобильных шин учитывают по их пробегу. Пробег шин зависит от условий эксплуатации и ухода за ними. Заводами, выпускающими шины, установлены нормы гарантийного пробега в зависимости от их размера. Для большинства диагональных шин грузовых автомобилей норма гарантийного пробега составляет 50000 км, а для таких же шин легковых автомобилей — 33 000 км.